Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 719-721 опубликовано: 25 декабря 2024г. 


ПСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Псковский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Псковский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Псковский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
(Старый Вознесенский, Сретенский, Александровский, на Полонище, с Полонища, близ Великих ворот), находился в местности, называемой Полонище, в юж. части средневек. Пскова (Лабутина. 2011. С. 139-143). В сент. 1367 г. Полонище было сожжено ливонскими немцами (ПсковЛет. Вып. 2. С. 27), однако существовал ли тогда П. В. м., достоверно неизвестно.

В источниках мон-рь впервые упоминается ок. 1417-1419 гг.: он был указан в раздельной грамоте милечских сябров с монастырскими старостами («святаго Вознесенья Стараго») на земли в Залавде. Пергаменный оригинал рукописи не сохранился, известны только списки XVII в. Л. М. Марасинова датировала грамоту 1417-1434 гг. (Марасинова Л. М. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М., 1966. С. 55. № 12). Датировка ок. 1417 г. предложена В. И. Корецким на основе нового, более полного списка грамоты - 1670 г. (Корецкий В. И. Вновь открытые новгородские и псковские грамоты 14-15 вв. // АЕ за 1967 г. 1969. С. 283-284, 287-288. № 9). И. К. Лабутина отметила, что один из «послухов грамоты», посадник Иларион Дойникович, скончался 10 февр. 1419 г., и на этом основании предложила датировать грамоту 1417-1419 гг. (Лабутина. 2011. С. 209, 294-295). Сохранились также в позднейших копиях тексты неск. др. грамот (в оригинале пергаменных), принадлежавших П. В. м. со времен псковской независимости. Они содержат сведения о владениях обители в Кобыльском, Изборском и Островском уездах (Марасинова Л. М. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М., 1966. С. 53. № 10; С. 54. № 11; С. 55-56. № 13; см. также: Там же. С. 106, 107). В период составления этих грамот (не имея оснований для точной датировки, иследователи их относят к XIV-XV вв.) мон-рь был уже женским (скорее всего он был таким изначально) - упоминаются белицы и черницы, а также (в одной из грамот) игум. Феодосия.

Первое летописное упоминание П. В. м. относится к 1420 г., когда «бысть знамение велие в Чирсках от иконы… от суха древа, от образа Святыа Богородица из обою оку идяху слезы, яко мнозем каплем капати… священноиноки и священники, и диаконы и весь Псков выдоша с кресты и усретоша икону Матере Господня за Старым Възнесением» (ПсковЛет. Вып. 2. С. 37). В память об этом событии в следующем году «совершена бысть церковь деревяная Знамение Святеи Богородицы в Поли за Старым Вознесением» (Там же. Вып. 1. С. 34). Впосл. и до упразднения в кон. XVI в. существовал Знаменский женский монастырь, в XVII в. он был возобновлен и вновь упразднен в нач. XVIII в. (Лабутина. 2011. С. 209, 211, 224-225). В лит-ре XIX в. нередко ошибочно утверждалось, что Знаменская ц. существовала в П. В. м.

«Старым Вознесением» П. В. м. стал называться после появления Нового Вознесенского мон-ря, поэтому указание в лит-ре XIX - нач. XX в. на 1-е упоминание об обители в 1467 г. ошибочно. Не исключено, что о Нововознесенской обители есть запись в не вполне ясной по смыслу пергаменной рукописи Изборного Октоиха, в к-рой сообщается о приезде в Псков архиеп. Новгородского свт. Алексия уже в 1373/74 г.: «…и пьсковици гадають града Пьскова прияти на Новое Възнешение» (РГАДА. Ф. 381. № 67. Л. 950; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 307-309. № 300; Она же. Древнерус. надписи XIV-XV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 181-191 (с датировкой 1 марта - 31 авг. 1373); ср.: Лабутина. 2011. С. 295). По предположению Л. В. Столяровой, в записи говорится о намерении псковичей встретить Новгородского архиерея у Нововознесенского мон-ря. Л. А. Творогов считал, что мон-рь был основан не ранее рубежа XIII и XIV вв., но до 1359/60 г., и приводил в доказательство своей датировки упоминание в синодике этой обители XVII-XVIII вв. изборского кн. Евстафия, скончавшегося в указанном году (Творогов Л. А. О датировке двух памятников псковского зодчества // Архит. наследство. М., 1963. Вып. 15. С. 182-184). С его т. зр. согласилась Лабутина (Лабутина. 2011. С. 212). В кон. XVI в. Нововознесенский монастырь скорее всего прекратил существование (Там же. С. 235-236).

В 1433 г. «загореся ин двор на посаде противу Старого Вознесения» (ПсковЛет. Вып. 1. С. 40; ср.: Там же. Вып. 2. С. 44). Следов., П. В. м. к тому времени находился рядом с псковским посадом. После постройки деревянной стены вокруг Полонища в 1465 г. мон-рь оказался на территории города, между каменными Сокольими и Великими воротами, ближе к последним (впосл. местоположение определялось по Великолуцкой (бывш. Великой) ул. Пскова, см. планы-схемы: Мусин. 2010. С. 45-46, 166, 172; Лабутина. 2011. С. 49, 52-53). В 1462 г. П. В. м., как и др. мон-ри, находившиеся на Полонище, был впервые включен в городскую соборную организацию и отнесен к возникшему тогда же Покровскому соборному окр. Пскова (Мусин. 2010. С. 167-168, 182). В 1466 г. Полонище сильно пострадало от пожара, в т. ч., по-видимому, и П. В. м. (ПсковЛет. Вып. 1. С. 72-73; Вып. 2. С. 163). В 1471 г. от «Cтарого Вознесения» к р. Великой была возведена новая городская стена, также деревянная, вместо сгоревшей в пожаре (Там же. Вып. 2. С. 180; Лабутина. 2011. С. 83, 85, 102); к 1581 г. примыкавшая к обители стена была уже каменная.

Вознесенский собор. 30-е гг. XVI в. Фотография. 2018 г. Фото: А. С. Зверев
Вознесенский собор. 30-е гг. XVI в. Фотография. 2018 г. Фото: А. С. Зверев

Вознесенский собор. 30-е гг. XVI в. Фотография. 2018 г. Фото: А. С. Зверев

Согласно псковскому летописанию, по крайней мере со 2-й пол. XV в. «Старое Вознесение» было традиц. местом встречи владык и князей при вступлении их в город. Нередко псковские посадники и бояре выезжали навстречу знатному гостю, направлявшемуся к дальнему Пантелеимонову мон-рю, расположенному на той же дороге, из Новгорода и Москвы. Духовенство встречало приехавших с крестами у П. В. м., напр. архиепископов Новгородских и Псковских святителей Евфимия II Вяжицского (1453) и Иону (1465), наместника вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича кн. В. В. Шуйского (1477), кн. А. В. Черторыйского (1456), Юрия Васильевича Молодого, сына вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного (1460 или 1461), свт. Иону (1469), великокняжеских наместников (1489 и 1496). В 1486 г. встреча приехавшего в Псков архиеп. Новгородского и Псковского свт. Геннадия (Гонзова) происходила «пред враты градными, за старым Възнесением» (ПсковЛет. Вып. 2. С. 69). В окт. 1472 г. псковичи провожали до «Старого Вознесения» невесту Московского вел. кн. Иоанна III Софию (Зою) Палеолог, направлявшуюся в Новгород и Москву (Там же. С. 191).

Вознесенский собор мон-ря был построен в камне в 30-х гг. XVI в. на месте храма 1467 г. Собор представляет собой типичный памятник псковской архитектуры XVI в. В. В. Седов относит Вознесенский храм к группе средних по размеру монастырских церквей Пскова (Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996. С. 89).

В 1549 г. упоминается игум. Евфросиния, известная по надписи на одном из колоколов обители (Василев. 1898. С. 106). Под 1585 и 1595 гг. упоминается игум. Варвара «Сретенского у Великих ворот монастыря». Нек-рые историки (напр.: Зверинский. С. 346) считали, что речь идет о П. В. м., несмотря на иное наименование обители.

Согласно писцовым книгам Пскова 1585 (?) - 1587 гг., за П. В. м. числились деревня на Броду, пустоши Фомино, Струглица, Мостово, Филипово, Мануилово - всего 53 пустоши и 7 пустошей в совместном владении с др. псковскими монастырями, селище, доля рыбной ловли в Жидиловом бору (Сб. Моск. архива Мин-ва юстиции. М., 1913. Т. 5. С. 82, 151, 152, 154, 169, 183, 184, 189, 198, 204, 208, 278, 288, 290, 309, 310, 316, 352, 443). В грамотах XVII в. упоминаются как игумении, так и строительницы мон-ря ([Иосиф (Баженов)]. 1862. С. 2). Известна грамота П. В. м. 1693 г. о подсудности крестьян (Токмаков И. Ф. Мат-лы для ист. и археол. описания Новгородской губ. Новг., 1883. Вып. 1. С. 37).

В 1744 г. П. В. м. владел 310 крестьянами (ЧОИДР. 1860. Т. 3. Отд. 1. С. 151). Известна игумения обители Мавра, умершая в 1764 г. (Строев. Списки иерархов. Стб. 398). В том же году П. В. м. был отнесен ко 2-му классу (12-я степень), в его штате полагалось быть настоятельнице, казначее и 15 монахиням. Мон-рю в год назначали жалованье - 281 р. 70 к. серебром: настоятельнице с сестрами - 140 р. 28 к., священнослужителям - 42 р. 90 к., штатным служителям - 27 р. 12 к., остальные деньги, 71 р. 40 к., было определено тратить на починку церквей, содержание ризницы и проч. расходы. Также в 1764 г. в обители были 2 священника, диакон и 2 причетника (в кон. XVIII в. должность диакона была упразднена).

На следующий год, после пожара 1777 г., в П. В. м. была произведена опись имущества, в к-рой упоминались «церковь с сводом каменная во имя Вознесение, при ней на правой стороне другая церковь придельная с сводом каменная Рождества. При тех церквах притвор и паперть с сводом каменные. На левой стороне церкви две палатки с сводом, каменные ж. С паперти в притвор с западу дверь входная железная с личиною, на ней две наметки... При той церкви на паперти колокольня круглая. На ней больших и малых шесть колоколов». В 1787 г. на колокольню поступило неск. колоколов из упраздненных церквей Пскова - Похвалы Пресв. Богородицы на Романихе (2 подзвонка по 3 пуда) и Зачатьевской от Торга (2 подзвонка - 7 и 6 пудов). Неизвестно, оказались ли они в числе 6 ветхих колоколов, из к-рых в 1827 г. был отлит большой колокол.

В нач. XIX в. П. В. м. стал возрождаться. В 1803 г. мон-рю были отведены 30 дес. земли, пустоши Захново и Буданово, к-рые сдавались в аренду крестьянам, в пользу обители шла 1/5 озимого и ярового хлеба. В том же году мон-рь получил рыбные ловли Исад Кузов (на р. Великой) и Исад Загубы (на р. Тросне). 30 июля 1826 г. взамен рыбной ловли и мельницы монастырю выдали ежегодное денежное вознаграждение в 228 р. 69 к. серебром. В 1805 г. одна из сестер обители, гр. П. А. Апраксина, на свои средства построила новые кельи. В 1808 г. стараниями игум. Феодосии были возведены деревянные кельи и ограда (на месте 1-й ограды, построенной в 1766). В 1814 г., при игум. Агнии I, были проведены ремонтные работы в Вознесенском соборе, в 1816 г. построены новые, деревянные на каменном фундаменте кельи, а с зап. и вост. сторон мон-ря возведена каменная ограда (52 саж.).

Самой известной настоятельницей П. В. м. в XIX в. была игум. Агния (Ушакова), в 1830 г. она ввела в мон-ре общежительный устав (ранее у каждой монахини была своя одежда и еда). В обители развернулись масштабные реставрационные и строительные работы. Вместо упраздненного в 1825 г. юж. Богородице-Рождественского придела Вознесенского собора в 1833 г. был возведен одноглавый теплый храм Рождества Пресв. Богородицы (освящен 9 мая 1833 Псковским, Лифляндским и Курляндским архиеп. Мефодием (Смирновым)). В нем находилась особо чтимая Владимирская икона Божией Матери, перенесенная из упраздненного Медведева Иоанно-Златоустовского мон-ря. 20 мая 1845 г. был освящен отремонтированный Вознесенский собор.

В 1848 г. тщанием игум. Агнии (Ушаковой) с вост. стороны каменных настоятельских келий, на верхнем этаже, был устроен небольшой храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (освящен 19 янв. 1849), его храмовой иконой был список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (венец сделан в 1766, позлащен в 1859, украшения оклада, жемчуг и драгоценные камни пожертвованы дарителями). В 1836-1839 гг. на пожертвования вкладчиков была построена каменная ограда (на ее строительство был употреблен плитняк от разобранной ц. свт. Иоанна Златоуста Медведева мон-ря). С зап. стороны находился единственный вход в обитель через каменные, покрытые листовым железом св. ворота, в арке ворот были изображены композиция «Вознесение Господне» (со стороны улицы) и Господь Саваоф с благословляющим жестом в окружении херувимов (вид со двора). В 1838 г. по правую сторону св. ворот была возведена каменная часовня. В 1835, 1847 и 1857 гг. были построены кельи: деревянные, на каменном фундаменте, с пекарней, каменные 2-этажные, деревянные одноэтажные. В 1843 г. в Вознесенском соборе был устроен новый иконостас (старый иконостас, поврежденный в 1805 молнией, перенесен в притвор). В 1854 г. к юго-востоку от Богородице-Рождественской ц. была возведена 4-ярусная колокольня, среди прочих на ней были повешены неск. старых колоколов (в наст. время местонахождение неизв.); наиболее древний из них был отлит в 1549 г. Кроме того, в обители с восточной, юго-восточной и северо-западной сторон были посажены небольшие сады с фруктовыми деревьями и плодовыми кустарниками.

Стараниями игум. Агнии (Ушаковой) на пожертвования вкладчиков в псковском приходском храме св. праведных Иоакима и Анны были проведены большие реставрационные работы. 6 апр. 1860 г. имп. Мария Александровна пожертвовала на возрождение древней Якиманской ц. 100 р. серебром. Заслуги игум. Агнии были по достоинству оценены Синодом. Она получила несколько благодарственных грамот, в 1853 г. ей был пожалован наперсный крест. Игумения погребена в притворе Вознесенского собора.

В 1880 г. к Вознесенской ц. с юж. стороны был пристроен придел во имя Всех святых, одновременно заложены плитой и кирпичом арочные проемы паперти под колокольней XVII в., с 2 сторон к колокольне пристроены палатки; одна из них - южная была позднее разобрана, другая существовала до 1958 г.

В 1861 г. на содержание монастырского духовенства было положено жалованье 42 р. 90 к. серебром, а также вспомогательный оклад, ассигнованный в 1829 г., с прибавлением к нему жалованья на упраздненные Свято-Духовскую и Никольскую церкви - всего 243 р. 94 к. серебром. К 1889 г. П. В. м. владел пустошью Ведрилово Порховского у., где был построен храм (ПрибЦВед. 1889. № 49. С. 1500).

Среди святынь мон-ря наиболее почитаемой была икона свт. Николая Чудотворца, по монастырскому преданию найденная замурованной в городскую стену у Великих ворот. В обитель ежегодно в день Вознесения Господня совершался крестный ход из кафедрального Троицкого собора Пскова.

В XIX в. мн. богомольцы делали в обитель щедрые вклады. Среди почетных вкладчиков монастыря были имп. Мария Александровна, архиеп. Рижский и Митавский Платон (Городецкий). Неизвестными доброжелателями в 1833 г. были пожертвованы одноэтажный дом с садом и хозяйственными постройками, смежный с обителью (5 тыс. р.), в 1862 г.- одноэтажный дом со службами и с садом (700 р.).

В нач. XX в. в П. В. м. проживали 36 монахинь и 87 послушниц. Монастырю принадлежало 74 дес. земли. Много лет с 1860 г. в обители служила игум. Евгения (Павинская), скончавшаяся в 1905 г. на 89-м году жизни (Храмы и мон-ри губернского Пскова: Сб. дореволюционных публикаций / Сост.: Н. Ф. Левин. Псков, 2005. С. 205-207). Вероятно, в 1920 г. П. В. м. был упразднен и разорен. На его территории нек-рое время находилась тюрьма НКВД. От монастырского ансамбля сохранились ц. Рождества Пресв. Богородицы, нижний ярус колокольни, дом настоятельницы и сестринский корпус. В этих постройках располагаются жилые дома и Псковский планетарий. Указом Президента РФ от 20 февр. 1995 г. архитектурному ансамблю мон-ря присвоен статус памятника федерального значения. В наст. время ц. Вознесения Господня действующая.

Арх.: ГА Псковской обл. Филиал в г. Великие Луки. Ф. 39 (Псковская духовная консистория. Мат-лы 1720-1909 гг.).
Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 115-116; [Иосиф (Баженов), архим.] Старовознесенский жен. мон-рь в городе Пскове: С присовокуплением статьи: Игум. Агния. СПб., 1862 (то же // Храмы и мон-ри губернского Пскова: Сб. дорев. публ. / Сост.: Н. Ф. Левин. Псков, 2005. С. 147-204); Строев. Списки иерархов. Стб. 398-399; Зверинский. 1892. Т. 2. № 1207. С. 346; Василев И. И. Археол. указатель г. Пскова и его окрестностей. СПб., 1898; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911; Французова Е. Б. Мон-ри Псковской земли в XVI в.: Общее количество и размещение // ВЦИ. 2006. № 1. С. 108-130; Мусин А. Е. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010 (по указ.); Лабутина И. К. Ист. топография Пскова в XIV-XV вв. М., 20112 (по указ.).
М. В. П.